В этом разделе речь пойдёт о задании устной части номер четыре и методических рекомендациях ФИПИ по устной части ЕГЭ по английскому языку на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2022 года.
Как известно, вся Устная часть экзамена ЕГЭ по английскому языку состояла из четырёх заданий со свободно конструируемым ответом базового и высокого уровней сложности:
1) задание 1 базового уровня сложности проверяло навыки чтения вслух фрагмента информационного или научно-популярного, стилистически нейтрального текста;
2) задание 2 базового уровня сложности проверяло умение создавать условный
диалог-расспрос с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (задавать вопросы);
3) задание 3 базового уровня сложности проверяло умение создавать условный
диалог-интервью (отвечать на вопросы интервьюера);
4) задание 4 высокого уровня сложности проверяло умение создавать связное
тематическое монологическое высказывание с элементами рассуждения – обоснование выбора фотографий-иллюстраций к предложенной теме проектной работы и выражение собственного мнения по теме проекта.
Здесь хотелось бы остановиться на ЧЕТВЁРТОМ задании устной части ЕГЭ по английскому языку.
Ниже — изображение с текстом задания. Обратите внимание на цвет:
- Красным — о чём нужно помнить, смысловое содержание.
- Зелёным — важные моменты относительно формы высказывания.
Итак, начнём:
friend — значит, неформальный стиль:
Hi Mike, …
Have found — значит так и говорить, Present Perfect и никак иначе:
I have found two photos. I want you to have a look at them.
Voice message — значит, надо поздороваться и попрощаться. Представляем себе любого из своих друзей, расправили плечи, подышали животом, улыбнулись и поехали — то есть интонация не из класса, где идёт важный экзамен. Представили себе неформальную атмосферу — будто сообщение вы пишете не из класса, а из кухни. Или из туалета, если угодно. Почему бы и нет? Важна интонация, паузы, филлеры
Well,… Let me see… You know…
Теперь к аспектам (пунктам плана задания)
Цитата из Методических рекомендаций ФИПИ:
К сожалению, далеко не все участники экзамена сумели уловить саму ситуацию общения и стоящую перед ними задачу – ОБЪЯСНИТЬ выбор фотографий-иллюстраций к выполняемому вместе с другом проекту. Участники экзамена из групп 1 и 2 и даже группы 3 в этом задании часто оставались в рамках элементарного описания фотографий без учета коммуникативной ситуации и коммуникативной задачи. Так, одни экзаменуемые вообще игнорируют ситуацию общения и начинают монолог–голосовое сообщение без приветствия и заканчивают без соответствующей заключительной фразы и прощания.
Другие говорят: «I have found some pictures for my project. I want to describe them for you», в то время в как формулировке задания 4 подчеркивается, что это не индивидуальный проект, а парный.
Напомним, что ожидается от участника экзамена по каждому пункту плана
(каждому аспекту) и укажем на типичные ошибки в ответах.
Аспект 1: надо кратко описать каждую фотографию, причем это описание должно
быть связаны с темой проекта. Если тема проекта не была упомянута во вступительных фразах, то ее надо назвать при описании фотографий, иначе не удастся объяснить выбор фотоиллюстраций.
Ответ: In Photo 1 the people are at the cinema. In Photo 2 the people are at home.
Ошибка: указывают только, кто и где изображен на фотографиях, никакой связи
с темой проекта не выявлено.
Аспект 2: надо сравнить фотографии, выделив различия, значимые с точки зрения темы проекта. Различия могут быть в месте действия, видах деятельности, атмосфере, выборе образа жизни, привычек, хобби/блюда и т.д., но они должны быть обязательно связаны с темой проекта.
Ответ: The difference is that in Photo 1 there is a couple but in Photo 2 there is
a family of three.
Ошибка: различие нерелевантно, так как никак не связано с темой проекта.
Аспект 3: в продолжение сравнения требуется определить преимущества и
недостатки (1–2) объектов/ситуаций (а не фотографий), иллюстрирующих/раскрывающих тему проекта.
Ответ: The pictures have advantages and disadvantages. The advantage of the first
picture (пропущен глагол) that there is a big screen but you have to pay money. The advantage of the second picture that you can do what you want but the screen is not big.
Ошибка: говорят, что фотографии (а не два вида отдыха) имеют преимущества
и недостатки; повторяют одни и те же идеи в описании и сравнении (большой экран).
Аспект 4: следует высказать свое отношение к указанному аспекту проблематики
проектной работы и обосновать свое мнение. При этом важно, по какому именно аспекту тематики проекта предлагается высказаться в задании. В разных вариантах задания 4 этот пункт плана формулируется по-разному, используются разные формы глагола, например:
you prefer, you preferred, you’d prefer – важно в ответе использовать ту же форму.
Ответ: As for me I prefer to go to the cinema because I can eat popcorn.
Ошибка: используют другую форму глагола, не понимая смысла модальности. В задании было you’d prefer.
Ответ: I would choose или I would like вместо I would prefer.
Ошибка: не понимают лексических различий между глаголами (если в задании
было you’d prefer) или лексических и грамматических различий между глаголами
(если в задании было you prefer / you preferred).
Ещё один вариант задания устной части из ЕГЭ по английскому языку со списком ошибок:
Допущенные ошибки:
не обращаются к другу c приветствием (отсутствует адресность), например
начинают свой монолог так: Без приветствия Hi Mike, I have found … — начинаем с I’d like to describe two pictures;
не обращая внимание на тему проектной работы Hobbies, говорят, что на картинках люди разных профессий: In Picture 1 there is a farmer. She is riding a horse. In Picture 2 there is a programmist. He is working on his computer;
выделяют различия, никак не связанные с темой проекта: The main difference in
Photo 1 the girl is outdoor but in Picture 2 the man is indoor; Тема Hobbies.
не обращают внимания на формулировку пункта 4 плана и говорят: I would prefer (вместо you prefer) to walk with my friends in my time because we like to talk.
На что обратить внимание!
Ошибки, отмеченные в методических рекомендациях ФИПИ:
Анализ приведенных выше высказываний участников, а также анализ работ других участников ЕГЭ по английскому языку дает возможность выделить следующие типичные ошибки:
невнимательно читают инструкцию и план задания;
не называют тему проекта или искажают ее;
при описании фотографий не объясняют, почему выбрали их для проекта;
приводят несущественные различия, никак не связанные с темой проектной
работы (как правило, это второстепенные детали);
сообщают, что фотографии для них выбрали другие;
сравнивают фотографии, а не хобби, профессии, виды деятельности и т.д.;
не всегда логично предлагают описание преимуществ и недостатков двух
видов отдыха, книг, профессий и т.д.;
забывают высказывать свое мнение или не обосновывают его;
не следуют точно пункту 4, не обращая внимания на его формулировку,
которая различна в разных вариантах, а также может сужать или расширять
тему проекта;
не учитывают коммуникативную ситуацию, т.е. отсутствует адресность
(обращение к другу в начале и соответствующая заключительная фраза
в конце голосового сообщения);
не успевают произносить заключительную фразу, часто из-за того, что
стараются вместо спонтанной речи использовать заученные фрагменты
топиков;
недостаточно используют средства логической связи либо используют их
неправильно;
дают по одной фразе на каждый пункт плана, что воспринимается, скорее,
как вопросы-ответы, а не целостный монолог;
допускают ряд лексико-грамматических и фонетических ошибок.
Ссылка на методические рекомендации на сайте ФИПИ — ЕГЭ по английскому языку 2023
Ссылка на сам документ с методическими рекомендациями по иностранным языкам, — в том числе, по английскому языку для учителей на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2022 года.
.